
Любая, даже самая успешная актерская карьера начинается с пуговиц. Невидимых и неосязаемых предметов из упражнения для первого курса театрального института. Берем в руки воображаемую нить, вдеваем в воображаемую иголку и начинаем практиковаться в портняжном деле. И это не прихоть преподавателей, а очень нужная штука, ведь благодаря таким экзерсисам будущий актер развивает свою фантазию, и что особенно важно учится чувствовать предметы. Постигает науку быть настоящим.
Я не знаю, сколько таких стежков сметала самая французская актриса Одри Тоту, но мастерство свое она усвоила в совершенстве и стала лучшей белошвейкой большого галльского кинематографа. Этот навык особенно ей пригодился при работе над новой ролью, образом великой кутюрье Габриэль Бонер Шанель. Прекрасной Коко, придумавшей то самое маленькое черное платье и духи за номером пять. Кто нюхал первые четыре?
Что нам известно о Шанель? Сущую малость. Это даже не знания, а сплошные стереотипы из выше расположенного абзаца. Платье. Духи. Какие-то шляпки. Свой модный дом. Но мало кто знает, что именно Коко освободила женщин: распустила завязки на корсете, подарила способность дышать и чувствовать себя комфортно, переодела целое поколение женщин в удобные мужские бриджи. Она стала провозвестницей эмансипации в моде. Долой корсеты и пышные юбки!
Ясно, что все произошло не с бухты-барахты, а у этого трикотажно-крепдешинового переворота есть какая-то предыстория. Многим, наверняка, интересно узнать с чего все начиналось, и как несчастная сиротка из приюта святой Бернандины стала властительницей вкусов парижской публики. Про Шанель снято несколько художественных и документальных фильмов, но только один посвящен ее юности, становлению Коко, как модистки, а потом и кутюрье.
Фильм так и называется «Коко до Шанель» и совсем недавно вышел в российский прокат. Кино это очень французское, исполненное особого галльского духа. Он здесь во всем: в пасторальных пейзажах округа Maine-et-Loire, в сточенных временем камнях древних монастырей и, конечно, в образе самой Коко. Посмотрите на юношеские фотографии Шанель. Тоту практически точная копия своей героини, и дело не только в гриме или удачно поставленном свете, а во взгляде. Цепком и внимательном взгляде карих как вишни глаз.
Мне только теперь стало понятно, что явилось источником вдохновения будущей богини моды. Откуда такая тяга к простым и лаконичным линиям, черному и белому цвету. Ответ на эти вопросы ищи в приютском детстве маленькой Габриэли. Строгие платья воспитанниц и одеяния монахинь и повлияли на вкус Шанель. Все это можно узнать из первых десяти минут ленты, чтобы потом перенестись вместе с Коко в кабаре и послушать ее любимую песню Ko Ko Ri Ko.
Вместе с экранной героиней вы заново проживете ее удачные и неудачные влюбленности и романы, увидите, как из скромной провинциальной золушки Шанель превращается в революционерку от моды. Если вдуматься, «Коко до Шанель» кино об эмансипации, о том, какие колоссальные перемены произошли в европейском обществе накануне Первой мировой войны.
Истории кинематографа известно множество байопиков экранных биографий замечательных людей. Среди них есть такие шедевры, как «Амадеус» и вполне средненькие истории успеха, но тоже полезные для просмотра. Ведь нужно учиться на чужих ошибках, правда? «Коко до Шанель» трудно назвать выдающимся фильмом, но это продукт безусловно качественный, как фабричная копия эксклюзивного авторского наряда. Особенно интересный людям, которые дня прожить не могут без оверлока и швейной машинки.