Наш индейский дедушка

Рецензия к фильму: Пропавшая / The Missing
Наш индейский дедушка
Наш индейский дедушка Наш индейский дедушка Наш индейский дедушка Наш индейский дедушка
// Petroo, 17 марта 2004 года

Тягучий мистический вестерн с притчевыми замашками «Пропавшая» — новое детище режиссера-многостаночника Рона Ховарда, автора и продюсера таких разных картин, как «Аполлон 13», «Гринч – похититель Рождества» и знаменитые «Игры разума».

Весна 1886 года. Американская прерия понемногу отряхивается от зимней наледи. Морщинистый, как сосновая коряга, пожилой Сэмьюэл Джонс (Томми Ли Джонс) возвращается к взрослой дочери. Когда-то давно мистера Джонса позвал за собой индейский ветер. В тот день отец семейства вышел из дому и на двадцать лет пропал в дубравах – среди шаманов, вигвамов и лесных духов. И вот вернулся – длинноволосый следопыт, таинственный странник, весь в защитных амулетах, одетых поверх индейской рубахи интересной расцветки. Старик молится духам и не может кушать кроликов, – шаман запретил.

Его дочь Мэгги (Кейт Бланшетт) за годы отсутствия папаши успела похоронить мать, родить двух красавиц-дочерей и построить ранчо во чистом поле. Потом похоронить любимого и стать доктором. Что за вестерн без одинокой женщины-врача с обветренным лицом? Суровая женщина живет бедно, несмотря на прилежное выдирание зубов у пожилых мексиканок.

Мэгги визит родимого отца ничуть не осчастливил. Так и не простив Джонсу побега к индейцам, она отказывается признать в нем свою кровь и быстро изгоняет с ранчо, даже не взяв денег, предложенных во искупление грехов. Джонс уезжает, печально покачиваясь в седле: свой среди чужих, чужой среди своих.

Ну да это только присказка, а сказка впереди. Уже на следующий день белый индеец оказывается самым нужным человеком в жизни Мэгги. Банда апачей, орудующая в тех местах, похищает старшую дочь Лили и убивает молодого любовника Мэгги. Скрепя сердце, женщина обещает отцу прощение – ежели выследит кровопийц. Взяв с собой вторую дочь, маленькую Дот, семейство Джонсов пускается в погоню, попутно решая накопившиеся вопросы из области индейской философии и семейного права.

Но ведь и апачи не валенком деланы. Их главарь — одновременно могучий шаман-«брухо», хваткий полевой командир и уродливый клептоман, обожающий фотографии своих жертв. Подвешивает на веревочках гремучих змей и может замучить врага на расстоянии. Его банда индейцев-дезертиров промышляет похищениями нежных дев — с последующей продажей живого товара похотливым мексиканским ранчеро.

С героями определились, теперь можно зарядить винчестер, оседлать лошадей и проворчать подобающие случаю защитные заклинания. Погоня началась.

Наличие у русских глаголов категории рода погубило важную двусмысленность названия — The Missing. Пропавшая девушка Лили – это будет вестерн. Пропавший двадцать лет назад Джонс, напротив, угодил в драматические герои.

И пока они с «брухо» устраивают увлекательные шаманские поединки (амулеты, травки, Ветхий Завет), перемежая магические пассы ожесточенной пальбой, сам режиссер Рон Ховард пытается определиться: и чего же он такое снимает в этих пыльных каньонах? Не то философический вестерн о непреходящем человеческом одиночестве, не то приключенческую мелодраму о семейных ценностях.

Последняя, впрочем, оборачивается странно: прямо в процессе боевых действий выясняется, что Джонс заботится о своей семье в рамках того же шаманского кодирования, каковое запретило ему есть крольчатину. Самому Джонсу, одинокому сычу, его потомки вообще никуда не уперлись. Такая совсем неамериканская жесткость сценарных оборотов «Пропавших» вызывает невольное уважение. Вообще, картина интересна именно попыткой увести ковбоя на закат, не угодив по дороге в силки жанровых штампов. Чего стоит тот факт, что на индейском и испанском герои говорят больше, чем на родном английском: его оставили для семейных сцен.

Не забудем и то, что Томми Ли Джонс – все же великий актер, и роль мистического деда предоставила ему еще один шанс это доказать. «У тебя в душе две собаки. Они кусают друг друга», — вещает Джонсу подлый, но умный брухо.

А вот тягучесть «Пропавших» уважения не вызывает совсем: сутолока киножанров разжижает сценарий. Впрочем, решить, что же такое на экране – уродливый мутант или благоухающий гибрид – каждый может сам.

Дата публикации: 07.03.2004
Год: 2003

Похожие рецензии

Путь честного человека

Поезд на Юму / 3:10 to Yuma
Копцев Алексей, 13.09.2007Бескомпромиссный и смертельно опасный главарь банды головорезов, попадает в ловушку. Ему противостоит отчаянный смельчак, поклявшийся передать бандита в руки правосудия, от которого их отделяет лишь один поезд на Юму.
Дата публикации: 03.09.2007
Год: 2007

Банда Келли: Слишком бездарный разбой

Банда Келли / Ned Kelly
Petroo, 19.09.2003Злые австралийские полицейские обижают хорошего крестьянского парня Неда Келли. Они пользуются колониальными законами и полным отсутсвием правозащитных организаций. Они также оптом обижают его братьев, его мать, его сестру, друзей и даже его лошадей. Угадайте, что делает хороший крестьянский парень?
Дата публикации: 09.09.2003
Год: 2003

Свет Клинтом

Открытый простор / Open Range
Petroo, 16.02.2004Режиссер Костнер искусственно затягивает экшен, давая актеру Костнеру вволю помолиться на какой-то старый постер Клинта Иствуда и наиграться с посттравматическим синдромом своего героя.
Дата публикации: 06.02.2004
Год: 2003

Дикая банда имени товарища Берии

Холодное лето пятьдесят третьего
Малоv, 27.06.20041953-й год. После объявленной Берией амнистии тысячи уголовников хлынули из тюрем. Одна из таких «диких бригад» решила поживиться в небольшом сибирском поселке, где отбывали срок двое политических заключенных. Этим двоим предстоит спасти беспомощных жителей от бесчинствующих рецидивистов.
Дата публикации: 07.06.2004
Год: 1987

Наш индейский дедушка

Пропавшая / The Missing
Petroo, 17.03.2004Тягучий мистический вестерн с притчевыми замашками, фильм «Пропавшая» — новое детище режиссера-многостаночника Рона Ховарда, автора и продюсера таких разных картин, как «Аполлон 13», «Гринч – похититель Рождества» и знаменитые «Игры разума».
Дата публикации: 07.03.2004
Год: 2003