Жизнь насекомых

Рецензия к фильму: Микрокосмос / Microcosmos: Le peuple de l'herbe
Жизнь насекомых
Жизнь насекомых Жизнь насекомых Жизнь насекомых Жизнь насекомых Жизнь насекомых Жизнь насекомых
// Малоv, 6 декабря 2005 года

Картина двух французских биологов, Клода Нуридсани и Мари Перенну, стала итогом их пятнадцатилетних научных разработок, двух лет технической подготовки, трех лет съемок и шести месяцев монтажа. Результат предоставляет зрителю уникальную возможность понаблюдать за скрытой от человеческих глаз жизнью насекомых. Она приобретает здесь масштабы планетарные: авторы вовсе не случайно уподобляют ее космосу, только расположенному не во Вселенной, а прямо у нас под ногами.

Насекомые — самая древняя и самая многочисленная цивилизация на Земле — как по числу видов, так и по общей физической массе живых представителей, не самых удобных для изучения, во всяком случае, с помощью кинокамеры. Опровергнуть этот тезис попытались двое ученых-энтомологов. Они предложили вниманию вовсе не научно-популярный фильм наподобие тех, что в изобилии снимаются с познавательной целью (например, Национальным Географическим Обществом) для дальнейшей демонстрации по ТВ, а, скорее, поэтическое эссе о необычнейшем и прекраснейшем из миров.

После вступительной велеречивой зарисовки дивных видов природы, камера буквально ныряет в травяной покров, предлагая серию захватывающих сюжетов из жизни меленьких «инопланетян». Причем самых настоящих, а вовсе не компьютерных, вроде тех, с которыми столкнулись дети, уменьшенные собственным папашей-изобретателем в популярной голливудской сказке. Американцы — лидеры технологического кино, видимо, не без влияния «Микрокосмоса» в 1998-м году выпустили сразу два полнометражных компьютерных мультика — «Жизнь жуков» и «Антц», героями которых стали насекомые.

Но «Микрокосмос" логичнее сравнивать не с цифровой анимацией и не с „байопиками“ НГО, а, скорее, с философским кино Годфри Реджио. На протяжении всего фильма не покидает иллюзия, будто перед глазами предстает мир насекомых, заснятый на пленку ими самими (приз МКФ в Канне за технику съемок и „Сезар“ за работу оператора). Авторы позволяют себе только краткое текстовое вступление, после чего вежливо „ретируются“, оставляя зрителя один на один с героями своего эпического наблюдения.

Но помимо проблем с изображением создателям, наверняка, пришлось немало поколдовать со звуком (еще один „Сезар“). В итоге микрофоны оказались способны улавливать то, что никогда не услышит ухо человека — топот ножек, трепетание крыльев, малейшие шорохи и даже разговоры насекомых. Среди многих подсмотренных диковин вряд ли кого-то оставит равнодушным охота паука на кузнечиков, миграция гусениц, водопой муравьев или сизифов труд навозного жука, встретившего на своем пути непредвиденное препятствие (здесь сразу же вспоминается один из сюжетов Пелевина, — не под влиянием ли „Микрокосмоса“ написанный?).

Каждая миниистория вполне может символизировать собой различные жанры. Например, обычный дождик — сюжет для военного кино: показанные в рапиде падающие капли напоминают артобстрел или налет тяжелых бомбардировщиков. А наблюдение за тем, как некоторые из этих маленьких существ приспосабливаются выживать под водой, ухитряясь строить там квартиры из воздуха, который транспортируют туда небольшими порциями — похоже на футуристическую фантастику.

P.S. Уважительное отношение авторов к своим героям проявилось даже в финальных титрах, где педантично были перечислены все без исключения персонажи — жучки, паучки, муравьи, бабочки etc.

Дата публикации: 06.12.2005
Год: 1996

Похожие рецензии

Искусство жить и искусство умирать

Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире
Всем лучшим, что есть во мне, я обязан Джорджу. Борис Гребенщиков Джордж Харрисон, который очень любит деньги, услышал мантры и заторчал. Виктор Цой Мартин Скорсезе снимал не только про злые улицы и «славных» парней, не только де Ниро и Ди Каприо.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2011

Последний день Карлоса

Big Time   //   Уэйтс, Том /Waits, Tom/
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 1988

Глубокое синее море

Океаны / Oceans
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009

Последний день Карлоса

Big Time   //   Том Уэйтс /Tom Waits/
Сегодня Уэйтсу исполняется 55. Хороший повод переслушать его диски и пересмотреть фильм Big Time – мюзикл, пантомиму, кабаре и фрик-шоу в одном флаконе. Не говоря уже о том, что для многих из нас это единственный шанс увидеть, на что похож концерт дорогого именинника.
Дата публикации: 25.06.2009
Год: 1988

Хичкок отдыхает

Птицы / Le Peuple Migrateur
Малоv, 30.04.2004Фильм вызывает потрясающие эмоции, главная из которых — чувство полета, которое до сих пор можно было позволить себе только во сне. Ты паришь в небе в одной стае с пернатыми, а справа и слева упрямо машут крыльями твои сородичи, устремленные в далекие края по зову неистребимого инстинкта.
Дата публикации: 00.04.2004
Год: 2001