Наркота по-американски

Рецензия к фильму: Гангстер / American gangster
Наркота по-американски
Наркота по-американски Наркота по-американски Наркота по-американски Наркота по-американски Наркота по-американски Наркота по-американски
// Kindbug, 20 декабря 2007 года

Голливудский тяжеловес Ридли Скотт занял свою дорожку на старте оскаровской гонки, выпустив в прокат преступный эпос «Гангстер» с Дензелом Вашингтоном и Расселом Кроу в главных ролях. Фильм повествует о восхождении по «карьерной» лестнице крупнейшего чернокожего наркобарона Америки Фрэнка Лукаса и о его борьбе со службами американского Госнаркоконтроля в лице детектива Ричи Робертса.

Население всего мира очень уважает фильмы на криминальную тематику. Всегда приятно посмотреть на индивидуумов, которые зарабатывают миллионы на незаконной торговле, периодически стреляя другим персонажам в головы боевыми патронами. Или на пронырливых шулеров, умудрившихся обвести вокруг пальца боссов мафии и остаться при этом в живых и при своих. Или на безвозвратно упертых неподкупных стражей порядка, которые одни против всех. Посмотреть и понять, что ты так сделать не сможешь никогда. В силу разных причин. Вот и остается лишь сопереживать, представляя себя на месте то осатаневшего от крови наркобарона, то твердого, как кремень, полицейского (в зависимости от сугубо личных предпочтений). Ходить на все премьеры и раз за разом пересматривать классику жанра.

А классику на криминальной почве взрастить очень несложно. Взять подходящий сценарий, можно не новаторский, но и не совсем деревянный. Подойдет литературно обоснованное действо (см. «Крестный отец», «Казино»), римейк старого-достойного или нового-цепляющего (см. «Лицо со шрамом», «Отступники») или сюжет, основанный на реальных событиях (см. «Кокаин», «Неприкасаемые»). Сценарий, помимо сцен насилия, должен: а) содержать рассуждения об эволюции героев; б) обеспечивать глубокое погружение в мир, этих героев окружающий; в) включать в себя сцены, в которых будет раскрываться актерский талант лицедеев. Согласно последнему пункту, на главные роли нужно брать не трэшевых звезд фильмов класса Б, а зарекомендовавших себя, уважаемых и глубоких актеров в количестве от одного до конца бюджета. Смешать в необходимой пропорции. Украсить вишенкой непредсказуемого/морализаторского финала. Вуаля.

Вот и Ридли Скотт, человек, лучшие свои фильмы снявший на рубеже 70х-80х годов, а после «Гладиатора» и вовсе ничем внятным не отметившийся, решил сыграть в казаки-разбойники. Он воссоздал на экране бурлящую атмосферу Гарлема семидесятых, перенеся на кинопленку жизнеописание вполне себе реального Фрэнка Лукаса, бизнесмена и наркоторговца.

Лукас – вчерашний шофер-телохранитель своего почившего босса, ждет своего часа без малого пятнадцать лет. И дожидается. Похоронив глубокоуважаемого шефа, он быстро разбирается с его должниками, наведя порядок в родных кварталах и показав, кто новый хозяин прайда. После этого Лукас, недолго думая, налаживает прямую поставку героина из охваченного войной Вьетнама посредством солдатских гробов. Он фасует порошок в симпатичные пакетики с надписью «Blue magic». Он борется за рынок. Демпингует, ставя на колени конкурентов. Обеспечивает качество бренда, воздействуя на недобросовестных ритейлеров. В общем, делает бизнес. При этом Лукас, триумфально войдя в американский преступный истеблишмент, умудряется виртуозно оставаться в тени. Пока на его неявный след не выходит герой Рассела Кроу.

Антагонист Фрэнку Лукасу достался знатный. Детектив Ричи Робертс – достойный продолжатель дела Фрэнка Серпико из шедевра Сидни Люмета. Обычный полицейский, который неожиданно понимает, что преступность – это не самое страшное, что его окружает. И что за соседними столами в родном участке гнездится такая мерзость, что хоть в петлю лезь. Но Робертс не лезет в петлю. Несмотря на разрушенную личную жизнь, невзирая на предательство друга, не обращая внимания на прямые угрозы сослуживцев, давно и прочно погрязших в коррупции. Робертс распутывает узел за узлом, ведущие к намеченной цели – мелькнувшему на фотографии чернокожему парню. Который, в сущности, не есть цель, а лишь средство для достижения высшей справедливости.

Перед просмотром одним из главных ожиданий была дуэль Вашингтона и Кроу – актеров серьезных и заслуженно именитых. С истерическим смешком вспоминалась чудовищная «Виртуальность» 1995 года, на съемочной площадке которой впервые сошлись (будучи еще не очень известными и не столь именитыми) эти двое. Хотелось зубодробящих диалогов, тяжелых взглядов и играющих желваков на скулах. Но – все вышло по-другому.

Все дело в том, что герои Кроу и Вашингтона встречаются лицом к лицу за двадцать минут до конца фильма. Предыдущие два с лишним часа их истории идут параллельно. Ридли Скотт, как то ласковое дитя с двумя мамками, соединяет в «Гангстере» два криминальных поджанра – биографическую историю преступника и коррупционную полицейскую драму. И получается на редкость здорово.

Фрэнк Лукас недрогнувшей рукой вершит справедливость на улицах Гарлема. Выписывает из провинции братьев и приводит их на работу в производственный цех, где хохотушки-работницы топлесс рассыпают по пакетикам порошок. Лоббирует свои интересы у власть предержащих и лично летает на переговоры с поставщиками. Ричи Робертс хватается за любую задоринку. Берет в разработку самых мелких пушеров, не спит сутками, умело сплетая сеть вокруг крупной добычи. Для него, как и для Лукаса, обработка вьетнамских гробов – не цинизм, а средство для выполнения поставленной задачи. Никакой симпатии или ненависти. Фрэнк Лукас и Ричи Робертс – два функциональных узла в агрегате американского государства. Крутятся каждый сам по себе, в нужное время входя в резонанс.

Сдвоенное повествование фильма, несмотря на сложность реализации, в умелых руках Ридли Скотта и его команды выглядит более чем достойно. Оба персонажа не выглядят бледными и плохо проработанными. Из-за прихоти документального субстрата Вашингтону и его герою уделено больше экранного времени, но Кроу нисколько не теряется на его фоне, достойно играя свою скрипку в этом дуэте. Второй план добавляет колорита (чего стоит один зловещий прищур коррупционера Джоша Бролина). Атмосфера сумбурных американских семидесятых передана очень сочно, в обитателей гарлемских подворотен веришь так же, как в жителей ирландских трущоб прошлогодних «Отступников».

Есть лишь одна ложка дегтя в этой бочке меда. Может быть, виновата специфика первоосновы, придавшая картине отпечаток хроники и лишившая ее необходимой драматичности. Или, в самом деле, в жанре гангстерского кино свое последнее слово сказали Коппола, Скорсезе и де Пальма, своими лебедиными песнями закрывшие тему. Но даже такой качественный продукт, как «Гангстер» (равно как и, к примеру, прелестный «Проклятый путь» Сэма Мендеса), — лишь стилизация. Блестящий, крепко сделанный и блестяще сыгранный перифраз классики. И судьба его – быть современной инкарнацией нетленных шедевров, после ознакомления вызывая непреодолимое желание пересмотреть «Однажды в Америке».

Дата публикации: 00.12.2007
Год: 2007

Похожие рецензии

Наша семья - это странное нечто

Дом
Возникала ли у вас мысль, что вам безумно сложно любить своих родных? Готовы ли вы за них умереть? Не все герои фильма «Дом» ставили перед собой такие вопросы, но ответ так или иначе они дали.«Дом» — фильм про ценность семейных отношений и вместе с тем это фильм про русскую душу, которую мы, жители городов, потеряли несколько поколений назад.
Дата публикации: 18.09.2013
Год: 2011

Код да Винчи / The Da Vinci Code
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2006

Три дня в Одессе
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2007

Шерлок Холмс / Sherlock Holmes
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 0

Мент прав

Плохой лейтенант / Bad Lieutenant: Port of Call New Orleans
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009