Русская неправда

Рецензия к фильму: Монтана
Русская неправда
Русская неправда Русская неправда Русская неправда Русская неправда
// Копцев Алексей, 20 февраля 2008 года

«Как дела? Монтана! Все пучком, супер и по фирме». Какими все-таки смешными и наивными были эти уличные разговоры. Подростковый язык эпохи победившего социализма. Наше тогдашнее счастье ходило в джинсах с проклепанным лейблом и надписью на американском. Сама Америка представлялась этаким ковбойским раем из рекламы буржуйских сигарет, далекой родиной баблгама и общедоступной порнографии. Где все можно и ничего за это не будет.

Атанесян угодил в десятку, сочиняя название для своего нового криминально-мелодраматического фильма. Куда еще хотели попасть советские беспризорники? Конечно, в Монтану, к индейцам и ковбоям, и наши Витька с Колькой — не исключение. Юные детдомовцы сбежали от своих воспитателей и забрались на чужую дачу, где были пойманы бдительным милиционером. Так и закрутилось — колония для малолеток, суды, кражи и все опять по-новой.

«Сволочи» выросли в профессиональных бандитов. Один — отправился в тюрягу, тянуть срок за ограбление банка, другой — ушел в большой бизнес, стал успешным бизнесменом. Прошло восемь лет и Коля вышел на свободу. Там он с удивлением обнаружил, что является обладателем огроменного состояния в 67 миллионов долларов. Не больше и не меньше. По каким-то неведомым причинам Виктор решил сделать Николая своим соучредителем, передать ему пятьдесят процентов акций, а потом… замочить своего верного товарища. Где логика, где разум?

Авторы искренне любят мировой кинематограф и с удовольствием его цитируют. Мерзавец Виктор — практически точная копия Макса Берковича из «Однажды в Америке». Мыслит так же цинично и готов пожертвовать кем угодно. Но у Макса были мотивы, был кейс с общаком, спрятанный в вокзальной камере хранения. Поступки Вити — чистая эмоция и сценарный брак. Иначе объяснить эти поступки решительно невозможно. Зачем губить своего самого близкого человека? Отправлять его на верную смерть, да еще и за многие тысячи километров?

Коля приезжает в Штаты. С этого самого момента и начинается киноаттракцион «Русский в Америке». Данила из «Брата» знал пару-другую английских слов, Николай — тотально безграмотен, да и где ему было учиться? Это невежество ему ничуть не мешает, наоборот — помогает общаться с американцами, а потом найти свою новую семью. Ведь он кто? Русский, и это многое объясняет — умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать… а иностранные языки учить совсем не обязательно. На этом настаивают многие отечественные режиссеры, усиленно культивируя миф об особой роли русского народа.

«Монтана» — типичная сказка про богатыря Колю, который и басурманов посрамил, и любовь свою нашел. Все его странствования выглядят совершенно невероятно, и быть фильму еще одной халтурой, если бы не Олег Тактаров. Этот угрюмый бугай сумел облагородить такое немудреное зриво, как фильм Атанесяна. О других персонажах и говорить не хочется, настолько они плоские и картонные. Зато Олег обладает таким пронзительным взглядом, такой харизмой, что мог бы украсить любой серьезный фильм, а не только это вторичное недоразумение. Он — настоящий русский мужик, кряжистый и сильный своей душою. Он по-настоящему нравственен, полон какого-то внутреннего света. Ему бы у Бондарчука сниматься, и не у Федора, а у Сергея.

Колина лав-стори — наиболее удачная часть фильма. Интересно наблюдать, как люди, неспособные понять язык друг друга, придумывают свое собственное сердечное наречие. Как американка Лесли влюбляется в нашего русского медведя. Жаль, что авторы отказались развивать эту линию и вернулись к привычной бандитской распальцовке. Музыка — Аркадия Укупника, слова — Квентина Тарантино. Саундтрек «Монтаны» звучит запредельно убого. Шансонные подвывания Лепса сменяют блатные откровения Маршала. Все эти песняки сопровождают пространные рассуждения об настоящей музыке и струнах души. Кош-мар.

Кино это получилось безусловно вторичным. Не нужно быть дипломированным киноведом, чтобы увидеть массу заимствований и намеков, а то и просто — неспособность оригинально мыслить. Ведь был уже киллер и тоже русский. Звали его Данила и он тоже путешествовал по Америке, а за ним охотилось сразу несколько этнических преступных группировок. Но у Балабанова есть навык снимать афористичное, емкое кино. Фильм Атанесяна перенасыщен бессмысленными диалогами и ненужными кинозарисовками. Если из этого уравнения вычесть Олега Тактарова, то останется пустое множество.

Все познается в сравнении и «Монтана» кажется не таким уж и дурным развлечением. Естественно, в контексте прошлой работы Атанесяна, его чудовищных «Сволочей». В новом фильме есть чувства, обаятельный интернациональный дуэт и какой-никакой катарсис в концовке. Правда, с финалом опять вышла лажа и авторы решили оставить его открытым. Скорее всего потому, что не смогли придумать — чем может закончиться такая история о добром киллере из загадочной России. А, может, это заявка на вторую серию? Коля, не умирай!

Дата публикации: 00.02.2008
Год: 2008

Похожие рецензии

Наша семья - это странное нечто

Дом
Возникала ли у вас мысль, что вам безумно сложно любить своих родных? Готовы ли вы за них умереть? Не все герои фильма «Дом» ставили перед собой такие вопросы, но ответ так или иначе они дали.«Дом» — фильм про ценность семейных отношений и вместе с тем это фильм про русскую душу, которую мы, жители городов, потеряли несколько поколений назад.
Дата публикации: 18.09.2013
Год: 2011

Код да Винчи / The Da Vinci Code
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2006

Три дня в Одессе
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2007

Шерлок Холмс / Sherlock Holmes
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 0

Мент прав

Плохой лейтенант / Bad Lieutenant: Port of Call New Orleans
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009