Собачье скерцо

Рецензия к фильму: Марли и я / Marley & Me
Собачье скерцо
Собачье скерцо Собачье скерцо Собачье скерцо Собачье скерцо Собачье скерцо
// Копцев Алексей, 22 марта 2009 года

Креативы, колонки, эссе, авторские откровения и публицистический стриптиз — это все от бедности и недостатка клиентов. Любой маломальски читаемый журнал существует за счет глянцевых картинок с Bvlgari и Cartier. Но что делать сейчас, в кризис, когда у рекламодателей совсем нет денег? Нужно ведь чем-то занимать площадь, привлекать внимание читателей, и одних сисек тут явно недостаточно.

На помощь приходят колумнисты, бравые ребята с недержанием речи. Эти парни способны трындеть о чем угодно и в неограниченных объемах. Вот только качество подобных материалов получается соответствующее, из разряда «а у нас сегодня кошка родила вчера котят». Вроде и есть какие-то буквы, а смысла — практически ноль. Сплошная нарративная журналистика, рассказы о себе, семье, здоровье, похмелье, домашних любимцах и влиянии MMORPG на детский энурез.

Такие «антикризисные колонки» появились и в кинематографе. В конец оголодавший Голливуд вдруг вспомнил про красоту души, гуманитарные ценности, права рабочего класса и невероятно умных собак породы лабрадор. Про колумниста тоже не забыли — главный герой «Марли…» трудится в газете, ведет авторскую колонку. Не предел мечтаний, но все же — на семью и какой-никакой домик денег хватает.

Жена у Джона (Оуэн Уилсон) тоже журналистка, работает в деловой прессе, понятно, что устроилась куда лучше супруга, но этим его не попрекает. Холит и нежит, поддерживает и понимает. Джен (Дженнифер Энистон) мечтает о ребенке, но пока боится даже говорить об этом — смотрит себе грустными глазами и молчит. Стараясь хоть как-то развеселить жену, Джон отправляется в питомник и договаривается о приобретении щенка.

Щенка зовут Марли и он — идиот, вернее — лабрадУр. Свет не видывал более дурной собаки: гадит, рвет, ест тапки и лезет на кровать, слопал полмешка сухого корма и ничего — не лопнул. Джен и Джон обожают своего питомца, любят безрассудной и совершенно иррациональной любовью. Ведь так написано в сценарии, а против текста не попрешь, тем более такого текста: скрипт писали «тяжеловесы» — Дон Рус и Скотт Франк — мастера комедийного и мелодраматического жанров.

По замыслу авторов, Марли не может быть обычным, всепонимающим лабрадором. Марли — это катастрофа, пожар и ремонт одновременно. Но все его разрушительные качества меркнут перед умением быть другом. Собаке неважно — какую должность занимает хозяин, сколько денег он зарабатывает. Вполне достаточно, что хозяин рядом и у него есть мячик и сахарная косточка. Такими дремучими тропами авторы приводят нас к «неожиданной» мысли: семья, дружба, любовь — вот настоящие ценности, все остальное — шелуха и тлен.

Мораль, прямо скажем, не новая. Как и сюжетный конфликт, точней — полное отсутствие такового. Гроганы почти не ссорятся и не повышают голос, живут в душа в душу и что совсем уж удивительно — совершенно не стареют (в кадре проходит как минимум пятнадцать лет, что никак не сказывается на прическе Джен). Современные эльфы без житейских проблем, и если бы не Марлины проделки, смотреть кино было совсем скучно. А так — ничего, можно сказать — бодрячком. Местами даже цепляет.

«Марли и я» — история про и для собачников, и одновременно — трагикомедия о семейной жизни самых рядовых американцев. Смешного в этом фильме совсем немного, хватит на пару робких улыбок, грустного гораздо больше. Еще и потому, что актеры, особенно Джен Энистон, несознательно или осознанно играют самих себя, точнее — альтернативную версию своей жизни. Ведь неслучайно же, что имя героини совпадает с именем актрисы исполнившей роль? Джен реализует на экране свои мечты и комплексы, пребывая в состоянии перманентной беременности. Играет искренне, убедительно и даже не пытается развлечь зрителя.

Настройтесь на работу. «Марли и я» — уже не мечта, а явь, суровая американская реальность. Портрет семьи на фоне приближающегося шторма. Фильм не для семейного просмотра. Детям будет скучно слушать сложносочиненные диалоги и наблюдать как страдают экранные герои. Сам пес присутствует в кадре исключительно для оживляжа. Трудно представить себе человека, который станет искренне симпатизировать этой безумной собаке. Только в финале авторы, словно спохватившись, вспоминают про свою голливудскую прописку, начинают давить слезу, эксплуатируя привычные мелодраматические приемы.

Польза от такого времяпрепровождения определенно есть. Нужно иногда и поплакать, особенно в наши бездушные времена, а заодно — узнать истинную правду о нелегкой судьбе собаковладельца. Что, хочешь купить песика? Да ну нафиг!

Дата публикации: 01.07.2009
Год: 2009

Похожие рецензии

Кенигсберг в городах. Рим

Римские приключения
Если в прошлом своем фильме Аллен экранизировал слова Хемингуэя «Париж – это праздник, который всегда с тобой», то в этом – утверждение «Рим – вечный город». Тезис этот возник в III веке до н. э. И, похоже, за два с лишним тысячелетия ничего не изменилось.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2012

Асфальтированный глянец

Дорога
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2002

Все понимает, только говорить не умеет

Артист / The Artist
Дата публикации: 13.02.2012
Год: 2011

Неадекватные люди
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2010

Времена и нравы

Пассажирка
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009