Мент прав

Рецензия к фильму: Плохой лейтенант / Bad Lieutenant: Port of Call New Orleans
Мент прав
Мент прав Мент прав Мент прав Мент прав Мент прав
// Артём Нохрин, 2 декабря 2009 года

Во время устранения последствий урагана «Катрина» полицейский сержант Мэттью МакДона (Николас Кейдж) спасает из полузатопленного КПЗ набожного зэка, заработав повышение до лейтенанта и пожизненную травму спины. Постоянные боли он лечит кокаином, остальные проблемы – тридцать восьмым калибром. Затянувшееся расследование бойни в черном квартале побуждает героя всё увеличивать дозы и всё чаще прибегать к помощи пистолета…

«Плохой лейтенант», ставший первым голливудским проектом режиссера апоплексических картин «Агирре, гнев божий» и «Фитцкарральдо» Вернера Херцога, производит неоднозначное впечатление. Херцог, сделавший культ из физического и морального насилия над актерами и техниками, съемок в непроходимых джунглях и неукротимой, граничащей с идиотизмом уверенности в собственных силах, по одному ему ведомой причине повернулся лицом, пусть с натяжкой, к кинематографическому истеблишменту и, пусть с натяжкой, к массовому зрителю.

Резонно предположить, что режиссеру стоило бы остаться на собственноручно возведенном для себя Олимпе из неиспользованной кинопленки и в итоге быть проткнутым отравленной стрелой не в меру ретивого аборигена в очередной Амазонии – настолько «другое кино» сорок лет демонстрировал Херцог. На серых общих планах дымящего заводскими трубами Нью-Орлеана и прописанных на автомате проходных сценах он откровенно скучает, оживляясь только тогда, когда повествование требует от участников неминуемого шага в пропасть, за грань адекватного восприятия. Куда Херцог их с удовлетворением и толкает.

Тем не менее, эксперимент есть эксперимент, и «Плохого лейтенанта» стоит расценивать именно как очередной эксперимент режиссера над самим собой, актерами, съемочной группой и, конечно, зрителем. В конце концов, согласно расхожей формуле, есть ли в мире джунгли страшнее, чем каменные лабиринты бетонных мегаполисов?

Несмотря на навязчиво маячащую за каждым психоделическим кадром макабрическую фигуру Херцога, смотреть «Плохого лейтенанта» стоит в первую очередь из-за главного героя. Кейджа впервые лет за семь не противно видеть на экране. Мэттью МакДона, с брезгливо отвисшей нижней челюстью, атрофировавшейся моторикой и походкой пригородного гопника, напрочь убирает с экрана всех остальных. Кейджу, равно как и его герою, мельтешащее окружение только мешает. После просмотра остается четкое ощущение, что реален в этой картине только один кадр: МакДона длинными трясущимися пальцами пихает в бок игуану, индифферентно восседающую на столе. И сквозь раздражающее бормотание напарника («Да нет тут никакой игуаны!») невозмутимое пресмыкающееся затягивает песню, пока нервная камера пристально следит за ее увлажнившимся зрачком. Такая вот запрещенная реальность.

В итоге своего американского кокаинового трипа Вернер Херцог постулирует неоднозначную, но в чем-то очень справедливую данность. В современном нам с вами мире постоянно обдолбанный, имеющий в кредиторах половину драг-дилеров и букмекеров города мент с безумными глазами вполне может получить очередное повышение по службе, любящую беременную жену и счастливых родителей. А не законно причитающуюся ему пулю в лоб.

Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009

Похожие рецензии

Наша семья - это странное нечто

Дом
Возникала ли у вас мысль, что вам безумно сложно любить своих родных? Готовы ли вы за них умереть? Не все герои фильма «Дом» ставили перед собой такие вопросы, но ответ так или иначе они дали.«Дом» — фильм про ценность семейных отношений и вместе с тем это фильм про русскую душу, которую мы, жители городов, потеряли несколько поколений назад.
Дата публикации: 18.09.2013
Год: 2011

Код да Винчи / The Da Vinci Code
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2006

Три дня в Одессе
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2007

Шерлок Холмс / Sherlock Holmes
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 0

Мент прав

Плохой лейтенант / Bad Lieutenant: Port of Call New Orleans
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009