Восьмиклассница, а-а…

Рецензия к фильму: Неадекватные люди
Восьмиклассница, а-а…
Восьмиклассница, а-а… Восьмиклассница, а-а… Восьмиклассница, а-а… Восьмиклассница, а-а… Восьмиклассница, а-а… Восьмиклассница, а-а… Восьмиклассница, а-а… Восьмиклассница, а-а… Восьмиклассница, а-а…
// Денис Саблин, 11 февраля 2011 года

Знаете, кто мировой лидер кинопроизводства в минувшем году? Америка? Неужели нет? А! Сейчас угадаем, Индия! Болливуд – песни-пляски, любовь до гроба, ну а второе место — Америка? Нет. Второе место занимает Нигерия. Две с половиной тысячи лент за год. Ну мы же все знаем нигерийское кино: сколько номинаций на «Оскар», сколько пальмовых ветвей и львов! Неужели не видели–не слышали? То есть – если кто с арифметикой не дружит – штук шесть полнометражных фильмов в день, и ни одного выдающегося? Вы не понимаете, для чего тогда это снимать? А я вот так понимаю, для того чтоб уставший нигерийский люд, пришед в кинотеатр – храмов киноискусства там немного, но в каждом есть архиважный для африканского климата прибор кондиционер, – подышал прохладным свежим воздухом и попутно посмотрел историю про любовь, кровь или иную новь сугубо отечественного производства. А вообще, кино там сразу продают людям на DVD, и те диски охотно покупают и смотрят по нескольку штук на дню.

Я верю в то, что российские кинопроизводители не могут не равняться на лидеров мировой индустрии. Логика гениально проста: незачем делать фильм, в котором есть запутанная история, неординарные яркие герои, фильм, который что-то цепляет в голове или сердце, который хочется пересмотреть, чтоб заново посопереживать судьбе персонажей – тогда же вместо покупки нового диска будут снова и снова ставить старый, а это не наш путь – минус один в карму. Так догоним и перегоним Нигерию! И в этом смысле воодушевляет раскатистый голос диктора, бубнящий вечера напролет из-за хрущевских стен спальных районов: «На нашем канале каждую неделю новые отечественные мелодрамы…» Новые. Каждую.

Итак. Он и Она, оба отягчены своими жизненными обстоятельствами. У Него – личная драма, у Нее – приличная мама. Она хочет изменить свою жизнь, и Он решает жить по-другому. В этот важный момент судьба сводит их друг с другом. Не правда ли, свежо? Неужели это вам что-то напомнило? У Героя обязан быть друг (мужская роль второго плана), и он есть. У Героини обязана быть подруга (женская роль второго плана), и она есть. Далее. Для образования любовного треугольника у Нее должен быть бойфренд-претендент (еще одна мужская роль второго плана, комический персонаж), к которому ревнует Главный Герой – и Он к нему ревнует, залихватски ломая ему ноги и скулы. Для образования еще одного любовного треугольника у Него должна быть брюнетка-сердцеедка (еще одна женская роль второго плана, комический персонаж), превосходство над которой ощущает Главная Героиня. Она и ощущает… Не знаю, как у вас, а у меня перед глазами листок из конспекта уч-ся первого курса сценарного факультета. Зеркально-симметричная схема «бабочка». Читаем далее: финал. После крайне немногочисленных перипетий Он и Она так и не могут признаться себе и друг другу в своих чувствах. Он уезжает, и эта разлука ставит все на свои места. Герои снова встречаются, и мы, наконец, видим долгожданный Первый Поцелуй. ЗТМ. Титры.

Ой, я ничего не выболтал, не раскрыл ли какую интригу? Похоже, нет… А, вы не поняли – это не курсовик, это фильм такой: «Неадекватные люди» (Россия, 2010). Вы тоже не понимаете, для чего это было нужно снимать?

Кстати, на титрах после ЗТМ в графах режиссер, сценарист, композитор, монтажер значится одна и та же фамилия – Роман Каримов. Судя по всему, это именно его конспект первокурсника сценфака мы и видели. И среди актеров тоже мелькает та же фамилия. Вроде даже не нигерийская. Пытаюсь проникнуться уважением к этому человеку. Самое обидное, что первые 15-20 минут экранного времени реально получаешь колоссальное удовольствие от фильма, пока не всплывает остов, каждая следующая сцена не становится предсказуемей и предсказуемей, и в конце концов тебя не убивает безысходная слащавость схематизированной мелодрамы, хотя нет, извините – молодежной романтической комедии.

Есть в отечественном кинематографе такие имена-значки, с помощью них очень удобно характеризовать кино. Например, говорят тебе: «фильм с Гошей Куценко» – и не надо спрашивать ни о сюжете, ни о бюджете, сразу понятно что это за кино. Или, там, с Панкратовым-Черным – тут же все ясно. Для меня таким именем-значком становится «Евгений Цыганов» – и я сразу знаю, что это должен быть в общем-то неплохой фильм-мелодрама о нелегких поисках и переживаниях молодого поколения в наши дни. И в этом фильме он тоже играет – роль второго плана, друга главного героя – и это, вроде, должно хорошо говорить о картине. Но если «Питер-FM», «Прогулка», «Русалка» – простите, больше под кондиционером почти не доводилось сидеть – каждый по-своему, пусть и не концептуален, но оригинален: сценаристы, при всей любви к возрастной переживательности и сентиментальности, в каждом из них пытались от банальщины уйти кто в стройность минимализма, кто в притчу, кто в игру ситуаций, то на этом фоне «Неадекватные люди» выглядят не ахти. На место единственной «оригинальности» может претендовать то, что героиня нашей мелодрамы – несовершеннолетняя школьница, а объект ее любви – человек предыдущего поколения. Но как-то ни «Лолитой», ни даже «Леоном» и близко не пахнет. И пахнуть по замыслу автора не должно. Вообще, есть ощущение, что под приглядкой продюсеров герои на всякий случай сделаны такими, чтоб ничто не препятствовало их появлению на упомянутом отечественном телеканале в сенокосную пору – такими правильными-правильными, чтоб ни один нигерийский комар носа не подточил.

Вдвойне обидно, что фильм чисто с режиссерской стороны вполне неплох, на полную обыгрываются ситуации, порожденные исходными обстоятельствами – главный герой-провинциал в контексте столичных пригламуреных офисов. Тут и сарказм по поводу московских нравов: все поголовно дамочки, что с виду одинаково цинично-надменно-беспардонны, по итогу оказываются не светскими львицами, а кто затюканной семейной овечкой, кто алкоголичной садо-нимфоманкой, кто просто школьницей-переростком – вот и весь дутый столичный феминизм. Хорошо переданы игры с возрастным барьером. Вообще, для жанра комедии режиссерски очень точно выверен баланс реализма и гротеска, абсурда и узнаваемости, диалоги изобилуют забавными поворотами – в основном, впрочем, это хамские остроты подростковой тематики, но иногда это вполне смешно. Актеры местами прилично играют: не делают больших влажных глаз и мхатовских пауз, как это принято в родных телесериалах с романтическим контентом. Кинодебютантка Ингрид Олеринская на удивление по-актерски разнообразна и достоверна в подростковом амплуа, ее партнер Илья Любимов выглядит более однобоко, всю дорогу играя изумление провинциала лицом, очень напоминающим Ярмольника времен «цыпленка-табака». (Впрочем, с таким «охреневающим» выражением лица в вечность вошли Харрисон Форд и Брюс Уиллис, но это другая история.) Актеры второго плана и играют попрямее и пофальшивее, но и картины не портят. И глаз радуется – много хороших наблюдений и точных находок.

И все бы ничего, только взять диск и посмотреть этот фильм заново почему-то не хочется. Хочется даже увидеть что-то еще хорошее с Цыгановым, хочется проверить, будет ли интересна Олеринская в следующих работах, хочется узнать о режиссерском пути Каримова. Только что-нибудь другое, не этот фильм, другой какой-нибудь. Да, впрочем, все правильно – наши производственники добре осваивают нигерийские технологии. Равняемся на лидеров – плюс один в карму.

А, и самое главное. Любви в фильме нет, не чувствуется она ни в трепетной груди «восьмиклассницы», ни в депрессивных страданиях «провинциала». Ну никак.

Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2010

Похожие рецензии

Кенигсберг в городах. Рим

Римские приключения
Если в прошлом своем фильме Аллен экранизировал слова Хемингуэя «Париж – это праздник, который всегда с тобой», то в этом – утверждение «Рим – вечный город». Тезис этот возник в III веке до н. э. И, похоже, за два с лишним тысячелетия ничего не изменилось.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2012

Асфальтированный глянец

Дорога
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2002

Все понимает, только говорить не умеет

Артист / The Artist
Дата публикации: 13.02.2012
Год: 2011

Неадекватные люди
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2010

Времена и нравы

Пассажирка
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009