Времена и нравы

Рецензия к фильму: Пассажирка
Времена и нравы
Времена и нравы Времена и нравы Времена и нравы
// Алексей Копцев, 6 декабря 2009 года

Царь Петр Алексеевич воспитывал своих птенцов не только кулаком или личным примером, но и посредством печатного слова. В 1717 году в Петербурге вышла книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» — отредактированное Петром руководство по поведению светского юношества, чтение презабавное и весьма поучительное.

Особенно запомнилась одна цитата из этого сборника: «…не жри, как свинья, и не дуй, чтоб везде брызгало, не сопи, будь воздержан и бегай пьянства, в блюде будь последний, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом, зубов ножом не чисти. Не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Не замарай скатерти и не облизывай перстов. Около своей тарелки не делай забора из костей и протчего».

Прошло почти триста лет, но культуры в массах так и не прибавилось, а нынешние недоросли такие же хамы и хрюндели как их предки. Жрут, чавкают и слушают Сяву. Этикет? Да ну нафиг. Можно сколько угодно сокрушаться по этому поводу и ностальгировать по временам, когда все было чинно и благородно — ситуации это не изменит.

Вспоминаю телемост с режиссером Станиславом Говорухиным. Мы тогда хотели обсудить новый его фильм «Артистка», но разговор сместился в несколько иную плоскость. Станислав Сергеевич был безаппеляционен: «Нормальной молодежи сейчас нет. Одна — сволочь с рюкзачками, усядется на последний ряд и давай смсками кидаться. И на кино этой сволочи наплевать, и на литературу тоже».

Теперь Говорухин вдруг изменил свое мнение и решил взяться за педагогику. Новый его фильм «Пассажирка» — такое же наставительное произведение, как петровское «Зерцало». Этой лентой режиссер преподает полуторочасовой урок хорошего тона: «Берите пример, обормоты! Богатыри — не вы!».

В качестве литературной основы Говорухин выбрал никому нынче не известный рассказ писателя-мариниста Станюковича «Пассажирка». Этот «Айвазовский слова» описал типичную ситуацию, проиллюстрировал одно из самых распространенных морских суеверий, связанное с присутствием женщины на судне.

Четырехмачтовый барк «Смелый» швартуется в порту одного из североамериканских городов. Морякам нужен отдых, необходимо пополнить запас воды и продовольствия и забрать дипломатическую почту. Один из мичманов отправляется в консульство и видит женщину красоты необыкновенной. Вера Кларк приехала к дипломатам с просьбой помочь ей добраться до России.

Визит русских моряков пришелся как нельзя кстати — консул просит капитана «Смелого» (Виктор Сухоруков) взять на борт двух гражданских пассажирок: вдову Веру Кларк (Анна Горшкова) и ее горничную Аннушку (Ирина Пегова). Консула совсем не волнует — как отреагируют на гостий одичавшие без женского внимания мужики, и чем может обернуться такое соседство.

Признаться, только теперь я понял истинную причину предубеждения, которое испытывают моряки перед прекрасным полом. Баба на корабле к беде, а все потому, что у такой прелестницы обязательно появится мильен ухажеров, а потом все эти ухажеры передерутся.

Говорухин подробно и с удовольствием изображает мужскую неудовлетворенность, все это «половодье чувств». Сначала морячки со скабрезными физиономиями обсуждают округлости своих будущих соседок, потом и вовсе — занимаются разглядыванием парижских дагеротипов с обнаженной натурой. В итоге, не очень понятно, с кого школьникам все-таки брать пример. С молоденького мичмана Цветкова, готового ради своих чувств на любые безумства и убийство товарища или с ветерана-артиллериста, только пожирающего дамочек глазами, оставаясь на почтительном расстоянии.

О чем же этот фильм? О душевной красоте или только внешнем лоске? Вопросы остаются открытыми до самых финальных титров. В итоге все сводится к банальной интрижке, искорке, что проскочила между романтическим юношей и зрелой дамой. Прямо как у Михалкова в его «Сибирском цирюльнике».

После просмотра «Пассажирки» складывается впечатление, что офицерское благородство, словоерсы и галантности не более, чем поза и средство замаскировать свои истинные намерения. Да, Станислав Сергеевич умеет снимать красиво, вкусно, по-старому. И экранный закат будет в тон вечернему платью главной героини, можно даже не сомневаться. Но вот беда — все эти приятности еще не делают кино стоящим и настоящим. Да-с.

Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009

Похожие рецензии

Кенигсберг в городах. Рим

Римские приключения
Если в прошлом своем фильме Аллен экранизировал слова Хемингуэя «Париж – это праздник, который всегда с тобой», то в этом – утверждение «Рим – вечный город». Тезис этот возник в III веке до н. э. И, похоже, за два с лишним тысячелетия ничего не изменилось.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2012

Асфальтированный глянец

Дорога
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2002

Все понимает, только говорить не умеет

Артист / The Artist
Дата публикации: 13.02.2012
Год: 2011

Неадекватные люди
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2010

Времена и нравы

Пассажирка
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009