Подвиг диспетчера

Рецензия к фильму: Опасные пассажиры поезда 123 / The Taking of Pelham 123
Подвиг диспетчера
Подвиг диспетчера Подвиг диспетчера Подвиг диспетчера Подвиг диспетчера Подвиг диспетчера
// Алексей Копцев, 6 сентября 2009 года

Какая замечательная мысль — похитить метропоезд вместе с пассажирами и машинистом. Рельсы, тоннели, свобода! Кати куда хочешь. Круче этого — только угнать карусель в парке культуры и отдыха и требовать у контролеров лететь в Тегеран или еще какое Могадишо. Часы тикают, время идет, но сюжет о подземных сидельцах был и остается вполне востребованным и актуальным. Сначала была книга Джона Гуди, потом классический триллер 1974 года выпуска и невнятное его телеотражение, вышедшее на голубые экраны в 2008 году. Тут бы и успокоиться, ан нет — знаменитый Тони Скотт решает пересказать историю заново, добавить в нее wi-fi и харизматичных злодеев. Прежние мужики в тренчкотах и с фальшивыми усами уже никого не интересуют. Скотту нужны новые лица!

Таким обаятельным юберзлодеем стал герой Джона Траволты, татуированный негодяй Драйвер с серебряным католическим крестиком в ухе. Этот похожий на Эджа из U2 уголовник задумал лихое. Вместе с бандой головорезов — один другого краше — он спускается в подземку, на станцию Pelham Bay Park Station, и захватывает поезд. Заложников перегоняют в головной вагон, оставшуюся часть состава отцепляют и блокируют им проход в тоннель. На что вообще рассчитывают эти террористы?

Но они настроены решительно. Драйвер требует у нью-йоркской мэрии десять миллионов долларов в золоте, банкнотах и ценных бумагах. На все про все он выделяет один час. Гангстер обещает убивать по заложнику в минуту, а если его ультиматум не будут выполнен — перестреляет всех «безопасных» пассажиров поезда 123. Свои требования Драйвер передает обычному диспетчеру Уолтеру Гарберу (Дензел Вашингтон). Спокойному такому дядьке в пуловере и старомодных очках. Чем дядька провинился и почему он должен нести ответственность за жизнь других людей — непонятно, по крайней мере в первые двадцать минут фильма. На этом непонимании, собственно, и построена главная интрига фильма.

Вырисовывается классическая схема. С одной стороны — злодей, не совсем чтобы плохой, симпатичный, с характером и хорошим словарным запасом, с другой — простой и добросердечный американец, волею судеб попавший в заваруху, но нашедший в себе силы противостоять негодяям. Надо сказать, что в оригинальной книге акценты делались несколько иные. Драйвер был бессердечным циником без особых сантиментов, Гарбер — обычным «винтиком» в государственной машине. Автор первоисточника вел повествование от имени нескольких десятков (!) персонажей, давал ситуацию в объеме. Скотт, в который уже раз, использовал клише, выдвинув на авансцену творческий дуэт Траволта — Вашингтон. На них и сосредоточено все внимание режиссера. Злодей, как водится, не такой уж и злодей, а добряк… добряк тоже не идеален, водятся за ним темные делишки.

Снявшему «Враг государства» Скотту скучно видеть статический кадр. Камера с невероятной ловкостью кружит по площадке, облетая героев со всех сторон — тут бы еще спутник показать, взмыть на орбиту, заполнив экран таинственными голографическими символами. Но вот проблема: то что было хорошо в фильме о супертехнологиях, раздражает в психологическом триллере. «Опасные пассажиры поезда 123» относятся именно к этому жанру, и тут не до спецэффектов, на коих и сосредоточено все внимание режиссера. Про характеры он как-то забывает, в результате мы видим хорошую (а как же иначе?) актерскую игру Траволты и Вашингтона. Хорошую, но не гениальную — все делается на автомате. Сунул купюру — получи свою порцию гангстерских мудрствований и шуток а-ля Тарантино.

Тем не менее, фильм посмотреть определенно стоит. Особенно, если вы являетесь поклонниками криминального жанра. Кино получилось по-мужски уверенным и крепким, держит в напряжении до последней минуты. Ну а то, что сюжет катится по рельсам — так это декорации такие. Метро, тоннели, рельсы и железнодорожные стрелки. Кати куда хочешь…

Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009

Похожие рецензии

Сердце Тьмы

Что-то не так с Кевином
Призыв к диалогу, вынесенный в заглавие фильма (вопреки, как всегда, загадочному решению прокатчиков его название было бы точнее перевести как «Нам нужно поговорить о Кевине»), стал ключевым, скорее, для зрителей, чем для фильма.
Дата публикации: 21.09.2013
Год: 2011

Смешать супергероев и хорошенько взболтать этот мир

Мстители
Перед нами, вполне вероятно, лучший блокбастер года. Не перевелись еще во Вселенной супостаты, протягивающие свои грязные ручонки к человечеству, и новую историю о том, как злодеям таки наваляют, компания Paramount Pictures рассказывает на одном дыхании.
Дата публикации: 18.09.2013
Год: 2012

Переезд не туда

Заклятие
штате Род-Айленд, США, закон не обязывает риэлторов сообщать своим клиентам о том, что в их будущем доме есть какая-то паранормальная активность. Забавный пунктик из разряда «не сушите кошек в микроволновке».
Дата публикации: 12.09.2013
Год: 2013

Родео для пенсионеров

Рэд 2
200 миллионов долларов – на такой цифре завершилась прокатная история фильма «РЭД» в 2010 году – само по себе неплохое свидетельство того, как зритель изголодался по all-star movies. Поэтому вслед за дебютом франшизы, созданной на основе мини-серии комиксов (в 2003 – 2004 годах вышло всего три выпуска), был запущен сиквел, с минимальными отличиями от исходника.
Дата публикации: 30.08.2013
Год: 2013

Ахтунг на улице Вязов

Кошмар на улице Вязов
В целом фильм снят вполне добротно и особых претензий к создателям нет, вернее есть, но одна, зато огромная.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2010