Асфальтированный глянец

Рецензия к фильму: Дорога
// Petroo, 13 октября 2004 года

Думаете, критику приятно ругаться? День за днем убивать клетки мозга, придумывая все новые уничижительные словеса? Топтать чью-то многомесячную работу своими нервными сложноподчиненными предложениями? Нет, милые. Критику и грустно, и скучно. Особенно, если приходится ругать свои же российские фильмы, которые и без его попреков едва живы. А если режиссер фильма — женщина? Она же — в главной роли? И это ее дебютный фильм? Неприятно, одним словом.

Однако режиссер и исполнительница главной роли «Дороги» Наталья Петрова не оставила шакалам ротационных машин никакого выбора.

Глянцевое кино. Видимо, так корректнее всего можно обозвать тот жанр, в котором поставлена история о девушке, контрабандисте и ленте асфальта, которая их связала. «Дорога» в точности следует типовому оглавлению журнала Cosmopolitan:

— Что делать богатой москвичке, если работа не приносит радости?
— Если изменил муж?
— С собственной секретаршей?
— И с лучшей подругой тоже?

Сюда же «дорожные знакомства» с загадочным мачо (Куценко на обложку! И во вкладыш, обнаженного по пояс! По пояс, я сказал!). Сюда же немного типовой глянцевой философии, похожей на поисковый запрос девочки-пубертата: дорога, Путь, самурай, отбрось прошлое, почувствуй жизнь и т.д.

Сброс балласта прожитых лет и предательства героиня Петрова понимает тоже по-глянцевому: она выскакивает из деловой юбки в модные широкие штанишки (теперь видно ее пупок, аллилуйя, братья!), надевает продвинутые кеды и меняет стрижку, превращаясь в милую девочку а-ля Никита в бессоновском варианте. И вот уже куколка — столичный архитектор — стала вольной бабочкой.

В коктейль добавим немного нонконформизма: Куценко и Петрова путешествуют на обшарпанной белой «волге» семидесятых годов, мечте советского грузина. Общаются с народом в придорожных заведениях. Режиссер всячески подчеркивает неотесанность «этих провинциалов». Интересно было бы узнать, откуда перебралась в Москву сама Петрова?

Кстати, премьера «Дороги» состоялась не где-нибудь, а на презентации коллекции немецкого дома моделей, у которого Петрова состоит на службе в качестве российского «лица фирмы». Канапе, завязка фильма, салатики, Куценко на экране, шампанское, юбочки, подарочки, титры. Всем спасибо.

Видя такое дело, не стали вспоминать о Станиславском и профессиональные актеры. Вот Дина Корзун (здесь она «коварная подруга»), ставшая в 1998 году обладательницей «Ники» за лучшую женскую роль в «Стране глухих». Играет Дина откровенно вполсилы, постоянно срываясь на вульгарные бабьи причитания. Что касается Гоши Куценко, то сценарий и не требует от него никаких перевоплощений или, упаси Боже, вживания в роль. Его дело — прищуривать глаза, брутально произносить «добрых ставят раком» или «путь самурая — это путь к смерти». Стараясь при этом не расхохотаться в кадре.

И все бы ничего. В конце концов, столичным барышням тоже надо смотреть хоть какое-то отечественное кино. Не все коту «Амели». А «мотив дороги», при всей его избитости, по-прежнему служит для кинематографа безотказной питательной средой как самое простое и действенное средство загипнотизировать зрителя. Асфальт, поля до горизонта, красивая девушка и приятный, душевный саундтрек — эти составляющие рецепта успеха в «Дороге» присутствуют.

Однако Петрова просто провалилась как режиссер-дебютант. Масса технических недочетов, сырой, недоделанный сценарий и немотивированное поведение главных героев. Вот суровый контрабандист решает преподать нежной деве очередной урок жизненной мудрости: за сто метров до заправки он заявляет, что кончился бензин. Они вдвоем толкают старушку «волгу» метров десять, после чего мачо включает мотор и едет на заправку сам. Урок преподан.

Но это еще не все. В качестве отмщения за такую бесцеремонность, девушка… ох, мне страшно это говорить. Детей от монитора уберите. Так вот, она бежит в парикмахерскую и срочно делает стрижку с мелированием! Кара свершилась, враг повержен, все едут дальше.

Критику неприятно ругаться. Так что дадим напоследок слово самой Наталье Петровой. Ее мнение о фильме: «Мы окружены какой-то огромной жизнью, которой мы не видим. И часть которой мы составляем. Иногда проблесками мы ощущаем ее. Иногда забываем опять и начинаем считать реальной и настоящей свою жизнь».

Так-то, ребята.

Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2002

Похожие рецензии

Кенигсберг в городах. Рим

Римские приключения
Если в прошлом своем фильме Аллен экранизировал слова Хемингуэя «Париж – это праздник, который всегда с тобой», то в этом – утверждение «Рим – вечный город». Тезис этот возник в III веке до н. э. И, похоже, за два с лишним тысячелетия ничего не изменилось.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2012

Асфальтированный глянец

Дорога
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2002

Все понимает, только говорить не умеет

Артист / The Artist
Дата публикации: 13.02.2012
Год: 2011

Неадекватные люди
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2010

Времена и нравы

Пассажирка
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009