Кенигсберг в городах. Рим

Рецензия к фильму: Римские приключения

Если в прошлом своем фильме Аллен экранизировал слова Хемингуэя «Париж – это праздник, который всегда с тобой», то в этом – утверждение «Рим – вечный город». Тезис этот возник в III веке до н. э. И, похоже, за два с лишним тысячелетия ничего не изменилось.

В фильме четыре сюжетные линии. И в каждой можно наблюдать антитезу вечного и сиюминутного.

Американский режиссер-авангардист (Вуди Аллен), знаменитый тем, что в его постановке «Риголетто» все актеры были одеты в костюмы белых мышей, пытается вытащить на оперную сцену гробовщика, певшего прежде исключительно в дýше.

После «Ночи на Земле» Роберто Бениньи снова играет у американского режиссера типичного жителя Рима. И однажды его персонаж Леопольдо просыпается знаменитым. Возле его дома толпятся репортеры. Всех интересует, что он ел на завтрак. Какие трусы он носит – плавки или семейные. И это все при том, что он не Тото Кутуньо, не выдвигался на «Оскар» (в отличие от самого актера) и немцам не забивал. Его самого удивляет и пугает такое внимание. А потом он со смешанными чувствами наблюдает, как transit gloria mundi.

Юные супруги – провинциалы, потерявшиеся в большом городе. К мужу в номер вламывается проститутка Анна (Пенелопа Крус). А жена знакомится со своим любимым актером.

Известный американский архитектор (Алек Болдуин) становится ангелом-хранителем молодого архитектора Джека (Джесси Айзенберг), наблюдая за романом юного «подопечного» с лучшей подругой его девушки.

Думаю, не будет спойлером сказать, что супружеские измены только укрепят брак. Что гробовщик, вынесенный на сцену Римского оперного театра в душевой кабинке, откажется от мировых гастролей. Что молодой архитектор задумается о необходимости возведения стеклобетонных торговых центров в историческом центре Вечного города. И что простой римский обыватель достаточно легко прощается с ролью звезды.

Как удалась экранизация тезиса? Великолепно! Некоторые эпизоды затянуты, но все равно режиссер обрел уже непонятно какое по счету дыхание. Сцена, когда обычный гробовщик заходит под душ и начинает там петь как настоящий оперный певец, просто умопомрачительна. Аллену по-прежнему легко удается сопряжение верха и низа. В фильме «Разбирая Гарри» проститутка-негритянка на вопрос, что ей известно о черных дырах, сказала, что многое – одной из них она зарабатывает на жизнь. В «Римских приключениях» в ответ на слова о Микеланджело, расписывавшем собор Святого Петра лежа на спине, героиня Пенелопы Круз замечает, что она тоже всю жизнь так работала. Вроде бы самоповторы, длящиеся более сорока лет, должны давно приесться. Тем не менее кажется, что Аллен никогда не был в такой хорошей форме, как в свои семьдесят шесть. «Пенсия – это смерть», – говорит его персонаж. И понимаешь, что здесь Аллен не играет. Его герой собирается прожить еще лет 50–60. Очень хотелось бы, чтобы и тут он не играл. Интеллектуал-эгоцентрик перестал фиксироваться на своих смешных проблемах и заговорил о непреходящем – о культуре.

Аллен признается в любви к итальянскому кино и опере. У «Римских приключений», как и у «Амаркорда», есть ведущий, не принимающий активного участия в действии и рассказывающий о городе. О том же «Амаркорде» напоминает семейная ссора, грозящая перейти в поножовщину. Итальянские матери семейства выглядят как архетипичная для итальянского неореализма Мама Рома – Анна Маньяни. Аллен – консерватор. Пускай везде возводят стеклобетонные торговые центры (в одном из которых автор рецензии и посмотрел кино). Пускай где-то в далекой России режиссеры наряжают Ленского в ушанку и валенки. На сцене должны быть «Паяцы» Леонкавалло, а не просто паяцы. Архитектура должна оставаться застывшей музыкой, а музыка – растаявшей архитектурой. Хотя бы в Риме.


Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2012

Похожие рецензии

Кенигсберг в городах. Рим

Римские приключения
Если в прошлом своем фильме Аллен экранизировал слова Хемингуэя «Париж – это праздник, который всегда с тобой», то в этом – утверждение «Рим – вечный город». Тезис этот возник в III веке до н. э. И, похоже, за два с лишним тысячелетия ничего не изменилось.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2012

Асфальтированный глянец

Дорога
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2002

Все понимает, только говорить не умеет

Артист / The Artist
Дата публикации: 13.02.2012
Год: 2011

Неадекватные люди
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2010

Времена и нравы

Пассажирка
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009