Искусство жить и искусство умирать

Рецензия к фильму: Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире

Всем лучшим, что есть во мне, я обязан Джорджу.

Борис Гребенщиков

Джордж Харрисон, который очень любит деньги, услышал мантры и заторчал.

Виктор Цой



Мартин Скорсезе снимал не только про злые улицы и «славных» парней, не только де Ниро и Ди Каприо. Он также поставил «Кундун» о детстве далай-ламы, документальные фильмы о Бобе Дилане и концерте «Роллинг Стоунз». Неудивительно, что интерес к Востоку и рок-музыке привел его к работе о Джордже Харрисоне.

О
человеке, из чьих уст фраза «Если Джон и Пол могут писать песни, то чем я хуже» не звучит как запредельная наглость. О тихом битле, который долгое время сглаживал остроту в отношениях главных авторов группы. Как оказалось, именно он придумал гитарный рифф, придавший законченный вид песне And I Love Her. При этом в число авторов он не вошел, в отличие от Леннона, который не принял в написании песни никакого участия.

По ходу фильма неоднократно упоминается двойственность характера Джорджа. В 1966 году он написал песню «Сборщик налогов» (Taxman), где выражал свое недовольство тем, что примерно 98 процентов своих доходов «Битлз» отдают в казну. Примерно в это же время Харрисон сказал, что все на свете может обождать, кроме поиска Бога. Преодолению этой двойственности и посвящен фильм. Скорсезе показывает становление личности Харрисона. То, как возникает характер человека, обеими ногами стоящего на земле и уходящего головой в небеса.

Естественно, большой кусок фильма отдан времени, проведенному в «Битлз». И, на мой вкус, это лучшая часть фильма. Скорсезе не ставит перед собой цели подробно изложить историю группы. Наоборот, кино снято как будто для посвященных, которым не надо объяснять, кто такой, например, Стюарт Сатклифф. В фильме использованы фото- и видеоматериалы из архива Харрисона, до этого нигде не издававшиеся. Они делают фильм бесконечно притягательным для искушенного битломана. Это все равно, что обнаружить альбом с неизвестными прежде фотографиями жены или ребенка.

Я сейчас, конечно, крайне субъективен, и планирую в этой рецензии оставаться таким до конца. Глядя фильм, в очередной раз понимаешь, насколько «Битлз» значимы для тебя. В итоге история группы воспринимается как часть личной истории. И потому, когда на экране появляются рыдающие девушки, узнавшие, что «Битлз» распались, едва не плачешь сам, хоть и родился после 1970 года.

Специально для фильма дали интервью не нуждающиеся в представлении Пол Маккартни, Ринго Старр, Эрик Клэптон и, достаточно неожиданно, режиссер Терри Гиллиам. Но гораздо приятней увидеть людей, о которых прежде доводилось только читать: Астрид Кирхнер, Джорджа Мартина. Увидеть и порадоваться, что они живы, здоровы и сохраняют ясный рассудок.

Впрочем, это не значит, что фильм не стоит смотреть тем, кто не знаком с историей группы: многое становится ясно из контекста, к тому же Википедия всегда под рукой.

Вторая важная часть фильма посвящена внутренним поискам Харрисона, в которых он зашел намного дальше остальных членов четверки. Уже в двадцать с небольшим «Битлз» обеспечили себя финансово. Попытка войти в дивный новый мир при помощи наркотиков быстро провалилась. И тогда Джордж открыл для себя ситар, индийскую музыку, а затем индуизм.

И где-то с середины фильм перестает быть набором милых сердцу открыток и начинает
рассказывать историю счастливого человека. Его герой стремится в соответствии со своей религией выйти из бесконечной цепи перерождений, но не забывает, что сейчас живет в материальном мире и остается существом из плоти и крови. Ему удается добиться внутренней гармонии, сочетать свои разнонаправленные стремления, победить своего мистера Хайда и обратить в достоинства свои недостатки. «Я хотел быть в мире, а не от мира», – говорит он.

Будучи скептиком, Джордж поверил в Бога, Чье присутствие можно ощутить. Слишком европеец, чтобы стать мастером ситара, Харрисон сумел бросить творческий вызов Леннону и Маккартни. Его вклад в последние альбомы «Битлз» по значимости не уступает великой паре, в тени которой он долгие годы находился. После распада группы Джордж начинает писать песни о том, что интересует его больше всего, – о любви к Богу. Это нетрадиционная тематика для шоу-бизнеса, тем не менее два его альбома возглавили хит-парады. Прижимистость и умение считать деньги обернулись тем, что именно Харрисон организовал первые в истории благотворительные рок-концерты для голодающих жителей Бангладеш.

Рассказывать про счастливого человека сложнее, чем говорить о человеке, счастье ищущем. С какого-то момента действие фильма становится менее подробным, режиссер начинает выхватывать из жизни героя куски, наиболее ему интересные. Должно быть, неслучайно постановщик еретического «Последнего искушения Христа» выбрал эпизод, когда Харрисон заложил свой дом, чтобы дать возможность «Монти Пайтон» снять сочтенный кощунством
фильм «Жизнь Брайана». Полагаю, именно поэтому в фильм попал фрагмент интервью, где Джордж отрицает свое сходство с Говардом Хьюзом, о котором Скорсезе снял своего «Авиатора».

И тем не менее внутренняя гармония слишком трудноуловима, чтобы снимать о ней кино. Поэтому где-то на исходе третьего — начале четвертого часа начинаешь уставать. К счастью для фильма и к несчастью для нас, у кино есть ударная развязка — рассказ о покушении на Харрисона и о последовавшем через два года уходе из жизни.

«Никого нельзя назвать счастливым до его смерти»,утверждали древние греки. В таком случае Джордж Харрисон действительно был счастлив.

Я, должно быть, слишком погряз в материальном мире. Мне нетрудно поверить, что, получив восемь колотых ран, Джордж шутил с санитарами, но гораздо труднее представить, что он внутренним усилием заставил их исчезнуть, как говорит его сын. И еще труднее вообразить, что умирающий Харрисон осветил комнату, как говорит его жена. Впрочем, let it be.

Помню,
как, узнав о смерти Джорджа, я купил водку и пошел в гости к жившему по соседству другу, как тот открыл дверь и, ничуть не удивившись, сказал: «А я тебя ждал». Тоже ведь мистика, хотя и гораздо низшего пошиба...

Подводя итоги скажу, что «Жизнь в материальном мире» стоит смотреть всем поклонникам «Битлз», как искушенным, так и начинающим. И... пожалуй, все. К счастью, это значит, что потенциальных зрителей у фильма не так уж мало.


Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2011

Похожие рецензии

Искусство жить и искусство умирать

Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире
Всем лучшим, что есть во мне, я обязан Джорджу. Борис Гребенщиков Джордж Харрисон, который очень любит деньги, услышал мантры и заторчал. Виктор Цой Мартин Скорсезе снимал не только про злые улицы и «славных» парней, не только де Ниро и Ди Каприо.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2011

Последний день Карлоса

Big Time   //   Уэйтс, Том /Waits, Tom/
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 1988

Глубокое синее море

Океаны / Oceans
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009

Последний день Карлоса

Big Time   //   Том Уэйтс /Tom Waits/
Сегодня Уэйтсу исполняется 55. Хороший повод переслушать его диски и пересмотреть фильм Big Time – мюзикл, пантомиму, кабаре и фрик-шоу в одном флаконе. Не говоря уже о том, что для многих из нас это единственный шанс увидеть, на что похож концерт дорогого именинника.
Дата публикации: 25.06.2009
Год: 1988

Хичкок отдыхает

Птицы / Le Peuple Migrateur
Малоv, 30.04.2004Фильм вызывает потрясающие эмоции, главная из которых — чувство полета, которое до сих пор можно было позволить себе только во сне. Ты паришь в небе в одной стае с пернатыми, а справа и слева упрямо машут крыльями твои сородичи, устремленные в далекие края по зову неистребимого инстинкта.
Дата публикации: 00.04.2004
Год: 2001