Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе…

Рецензия к фильму: Чужие из бездны / Aliens of the Deep
Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе…
Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе… Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе… Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе… Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе… Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе… Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе… Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе… Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе…
// Максим Николаев, 22 января 2006 года

За что мы любим западный научпоп, так это за звучные названия. И ничего, что за яркой обложкой скрывается то абсолютная фикция, то чистой воды сумбур, а то и вовсе отсутствие какой-либо информации. Кэмерон как истинно талантливый режиссер сумел объединить в своем фильме все три пункта.

Ракурс съемки с борта батискафа ограничиваются, как правило, соседним аппаратом, из иллюминатора которого команда приветливо машет ручками. Кэмерон снимал фильм не для широкого зрителя, а для друзей и себя самого, любимого и ненаглядного. Каракатиц с осьминогами мы, положим, видели в передаче «В мире животных», да и Дроздов — рассказчик получше, нежели Кэмерон. В общем, полюбоваться в «Чужих из бездны» ровным счетом нечем.

Диктор неустанно лепечет о фотосинтезе, цепи питания и жизни на других планетах. Демонстрирует лица своих друзей и сотрудников, несущих разную житейскую чушь. Любопытный вывод: бакалавры и магистры, безусловные профессионалы в своем деле, имеют кругозор и чувство юмора наших пэтэушников. Вот оно, следствие системы узкой специализации. Но как бы там ни было, зритель вряд ли планировал наблюдать за повадками заморских ученых. Ведь анонс обещал нечто вроде океанических серий компании BBC, только несоизмеримо круче.

Но, увы, «Чужие из бездны» больше всего походят на любительскую съемку во время такого же любительского круиза с глубоководными погружениями. В пути участники вояжа, видимо, жутко затосковали и, чтобы развеять грусть, решили прибегнуть к помощи легких и не очень наркотиков. Иначе мне не объяснить ту трансформацию, что произошла с пусть и слабеньким, но все же документальным фильмом где-то на тридцатой-сороковой минуте видеоряда.

Поначалу ничто не внушает опасений, и лишь упорные сравнения батискафов со звездолетами кажутся слегка странными и неуместными. Дальше – больше. И вот уже Кэмерон, попрощавшись с Атлантикой, бороздит просторы подземных океанов Марса и спутников Юпитера. Заканчивается эта пьеса абсурда встречей с подводными зелеными человечками. Действо сопровождается отчаянным псевдонаучным бредом перебивающих друг друга участников экспедиции.

Особенно впечатлила теория о зарождении земной жизни. Марс, по Кэмерону, некогда был цветущей планетой с морями, реками, фауной, флорой и цивилизацией. Затем Красную планету постигла катастрофа: вода испарилась, воздух улетучился, и лишь непокорные стихиям споры жизни сохранили свое существование и были перенесены на Землю случайным болидом.

Что помешало жизни зародиться с таким уже успехом на самой Земле и с какой целью нужно было усложнять и без того непростую, с массой пробелов теорию, я так и не понял. Видимо, Кэмерон очень любит придумывать сенсации. Так же, как любит, когда его считают умным, очень умным человеком. Пример тому «Солярис», которым он пытался заткнуть за пояс самого Тарковского.

«Океан заставляет задуматься, уж не на европейском ли континенте зародилась жизнь», — говорит другой участник экспедиции, забывая почему-то уточнить, что во времена зарождения жизни карта мира, мягко говоря, отличалась от нынешней, и никакого Европейского континента быть не могло.

Я не знаю, что случилось с Джеймсом Камереоном, и почему умелый голливудский ремесленник показал абсолютную недееспособность в документалистике. Видимо, дело тут в спеси и лени создателя, выпустившего на рынок заведомо сырой продукт. «И так сойдет», — сказал он, махнув на все рукой: впереди, наверняка, были планы, куда более грандиозные. «Не сойдет», — вынуждены ответить мы. В мире естественнонаучного кино есть огромное количество куда более приятных аналогов, из которых я особенно рекомендую «Голубую планету» BBC в 4-х частях.

Дата публикации: 02.01.2006
Год: 2005

Похожие рецензии

Искусство жить и искусство умирать

Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире
Всем лучшим, что есть во мне, я обязан Джорджу. Борис Гребенщиков Джордж Харрисон, который очень любит деньги, услышал мантры и заторчал. Виктор Цой Мартин Скорсезе снимал не только про злые улицы и «славных» парней, не только де Ниро и Ди Каприо.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2011

Последний день Карлоса

Big Time   //   Уэйтс, Том /Waits, Tom/
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 1988

Глубокое синее море

Океаны / Oceans
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009

Последний день Карлоса

Big Time   //   Том Уэйтс /Tom Waits/
Сегодня Уэйтсу исполняется 55. Хороший повод переслушать его диски и пересмотреть фильм Big Time – мюзикл, пантомиму, кабаре и фрик-шоу в одном флаконе. Не говоря уже о том, что для многих из нас это единственный шанс увидеть, на что похож концерт дорогого именинника.
Дата публикации: 25.06.2009
Год: 1988

Хичкок отдыхает

Птицы / Le Peuple Migrateur
Малоv, 30.04.2004Фильм вызывает потрясающие эмоции, главная из которых — чувство полета, которое до сих пор можно было позволить себе только во сне. Ты паришь в небе в одной стае с пернатыми, а справа и слева упрямо машут крыльями твои сородичи, устремленные в далекие края по зову неистребимого инстинкта.
Дата публикации: 00.04.2004
Год: 2001