Мифы двадцатого века

Рецензия к фильму: Воспоминания о будущем / Erinnerungen an die Zukunft
Мифы двадцатого века
// Копцев Алексей, 2 июня 2004 года

Есть несколько фильмов, совершенно изменивших массовое сознание, заставивших человечество поверить в вещи воистину невероятные. Такие как космонавтика древности, палеоконтакт и тайный заговор яйцеголовых с Альфы Ориона. Все началось в 1970-м году, когда состоялась премьера картины «Воспоминания о будущем», снятой по одной из книг ученого-авантюриста фон Деникена.

Еще будучи студентом, Эрих увлекся священными рукописями древних. Пытался раскрыть тайну кумранских свитков, штудировал тексты на санскрите и… нет, новым Индианой Джонсом он не стал. Напротив — выбрал карьеру, типичную для многих швейцарцев, стал владельцем пятизвездочного отеля. Но увлечения молодости не бросил и неожиданно для своих друзей выпустил свою первую работу — «Колесницы богов».

Потом выходило еще несколько книг, но настоящую славу фон Деникену принесла эта, первая. Автор сделал скандальное и сенсационное заявление: человеческая цивилизация возникла при участии пришельцев, во всех религиозных книгах есть свидетельства такого контакта, а привычные Пирамиды — не что иное, как руины древних космодромов. Наши боги были астронавтами? Такой вопрос стал в те дни самым главным.

Интересно, что подобная идея родилась не только у буржуазного фон Деникена, но и вполне социалистического писателя Александра Казанцева. Написавшего знаменитых «Фаэтов» и посвятившего большую часть жизни исследованиям палеоконтакта. Параллельно с Деникеном он смущал подростков историями о марсианских спутниках, тайнах озера Титикака и загадочных статуэтках с острова Хонсю.

Настоящий ажиотаж начался после выхода в прокат «Воспоминаний о будущем». Я, честно говоря, не понимаю — как наши цензоры разрешили показ такой вредной картины (видимо, за критику религии). Но случилось непоправимое, советские люди уверовали не только в Ленина с Марксом, но и в Великого бога марсиан вместе с Кетцалькоатлем. Кинотеатры брались штурмом, а в курилках говорили только о пришельцах. С этого, как мне кажется, момента и начинается история отечественной уфологии.

С тех пор прошло уже 34 года, но только сейчас вышла лицензионная версия этой картины. Ремастированная, со стереозвуком и голосом дяди Вовы Кириллова.

Деникен начинает с истории об американских летчиках, развернувших свои аэродромы на островах Папуа Новой Гвинеи. Местные туземцы приняли американцев за богов и стали строить из бамбука и соломы священные статуи самолетов (честно говоря, мне эта сцена показалась постановочной). Напрашивается вывод, если наши предки контактировали с инопланетянами — должны быть статуи звездолетов и письменные свидетельства таких контактов.

И они есть: фигуры в скафандрах, изображенные на фресках Тассили, рассказы о звездолетах-виманах, история путешествия на небо Ильи-пророка и многое другое. Режиссер картины Харальд Райнл переносит нас то в Южную Америку, то в пустыню Сахару, то на остров Пасхи. Показывает чудесные монолиты Баальбека, египетские пирамиды и индейские барельефы людей на звездных колесницах.

Сегодня фильм кажется наивным и старомодным. Еше одно путешествие Сенкевича пополам с сюжетом из программы «Цивилизация». Неудивительно, ведь у нас позади не только сексуальная, но и эзотерическая революция. Большая часть интеллигенции читала Блаватскую и Кастанеду. Деникен кажется сегодня робким школьником, пытающимся заглянуть под полог тайны. Теперь Мулдашев в моде.

Но не будем судить строго. Попробуйте оглянуться в прошлое и вспомнить себя лет на двадцать младше. Когда каждый номер «Техники-молодежи» был еще одним шагом в неведомое. Когда за двадцать килограмм макулатуры давали томик Стругацких. Какими мы были наивными, как умели фантазировать. Теперь нужно научить этой науке наших детей.

А для этого — просто включите «Воспоминания о будущем» и отвлеките потомка от жарких компьютерных баталий. Результат будет поразительный.

Дата публикации: 02.06.2004
Год: 1970

Похожие рецензии

Искусство жить и искусство умирать

Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире
Всем лучшим, что есть во мне, я обязан Джорджу. Борис Гребенщиков Джордж Харрисон, который очень любит деньги, услышал мантры и заторчал. Виктор Цой Мартин Скорсезе снимал не только про злые улицы и «славных» парней, не только де Ниро и Ди Каприо.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2011

Последний день Карлоса

Big Time   //   Уэйтс, Том /Waits, Tom/
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 1988

Глубокое синее море

Океаны / Oceans
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009

Последний день Карлоса

Big Time   //   Том Уэйтс /Tom Waits/
Сегодня Уэйтсу исполняется 55. Хороший повод переслушать его диски и пересмотреть фильм Big Time – мюзикл, пантомиму, кабаре и фрик-шоу в одном флаконе. Не говоря уже о том, что для многих из нас это единственный шанс увидеть, на что похож концерт дорогого именинника.
Дата публикации: 25.06.2009
Год: 1988

Хичкок отдыхает

Птицы / Le Peuple Migrateur
Малоv, 30.04.2004Фильм вызывает потрясающие эмоции, главная из которых — чувство полета, которое до сих пор можно было позволить себе только во сне. Ты паришь в небе в одной стае с пернатыми, а справа и слева упрямо машут крыльями твои сородичи, устремленные в далекие края по зову неистребимого инстинкта.
Дата публикации: 00.04.2004
Год: 2001